На профессиональном языке сход-развал называется иначе: УУАК – Углы Установки Автомобильных Колес в трёх мерной плоскости относительно земли и кузова, где каждый угол имеет своё название и влияет на управление автомобиля, а также на износ шин.
Теперь давайте разберемся для чего же всё-таки нужно регулярно проходить процедуру регулировки, на что влияет каждый параметр и какие могут быть последствия от не своевременной или не правильной регулировки. Начнём, пожалуй, с самого понятного, собственно говоря со схождения и развала:
Схождение (Toe) - угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля при взгляде сверху. У колёс может быть либо схождение (положительное схождение – если линии вращения колёс пересекаются перед автомобилем), либо расхождение (отрицательное схождение – если линии вращения колёс пересекаются за автомобилем). Схождение колес отвечает за стабилизацию колес при прямолинейном движении, при отсутствии схождения приходится постоянно подруливать и ловить автомобиль на прямых участках дороги.
Дополнительно о нарушенном схождении можно понять по следующим признакам:
пилообразный износ шин с наружной стороны - говорит о избыточном схождении колёс (положительном);
пилообразный износ шин с внутренней стороны - говорит о недостаточном схождении колёс (отрицательном);
повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (плохое движение автомобиля накатом);
визг шин в повороте;
Развал (Camber) - это угол между вертикалью и центральной плоскостью колеса при взгляде на автомобиль спереди или сзади. Так же, как и схождение развал может быть положительным (верхняя часть колеса стоит наружу автомобиля) и отрицательным (нижняя часть колеса стоит наружу автомобиля). Отвечает за устойчивость автомобиля во время прохождения поворотов.
О неправильно установленном развале можно понять по следующим признакам:
износ внутренней стороны шины – говорит о избыточном отрицательном развале;
износ наружной стороны шины - говорит о избыточном положительном развале;
увод автомобиля при прямолинейном движении – говорит о большой разности развала между левой и правой стороной.
Продольный наклон шкворня (Caster) - угол между вертикальной линией и линией, проходящей через центры поворота колеса при взгляде на автомобиль сбоку, хорошим примером для понимания является угол наклона вилки мотоцикла или велосипеда. Эта линия проходит через шаровые опоры верхнего и нижнего рыча подвески (двух рычажная подвеска), либо через верхнюю и нижнюю точки крепления амортизаторной стойки (подвеска типа «Макферсон»), либо по оси шкворня (шкворневая подвеска) в продольной плоскости автомобиля. Кастер может быть, как положительным, так и отрицательным, способствует стабилизации передних колес в направлении прямолинейного движения, основной целью наличия кастера является получение самоцентрирующейся рулевой системы.
О неправильно установленном кастере можно понять по следующим признакам:
руль плохо возвращается в “ноль” при выходе из поворота, чувствительность к неисправности шин - говорит о слишком большом отрицательный угле;
значительные силы, действующие на колёса при повороте и стабилизирующие силы - говорят о слишком большом положительный угле;
увод автомобиля при прямолинейном движении – говорит о большой разности кастера между левой и правой стороной.
Поперечный наклон шкворня (King pin) - угол наклона оси поворота (шкворня) колеса при виде спереди, задается конструкцией поворотного кулака и не регулируется. В скопе с развалом служит для снижения восприятия ударов от дороги и снижения влияния неравномерности тормозных сил на рулевой механизм.
О неправильно установленном поперечном угле можно понять по следующим признакам:
Чрезмерная обратная связь с дорогой;
плохая самостабилизация рулевого управления;
чрезмерный износ элементов подвески;
неправильный развал;
нарушение прямолинейности движения на неровностях.
Плечо стабилизации (CASTER TRAIL) - расстояние между точкой контакта колеса с дорожным покрытием и точкой пересечения оси поворота колеса с дорогой при виде сбоку. Влияет на курсовую устойчивость и на силы в рулевом управлении при совершении поворота, на рисунке “CT”.
На плечо обкатки влияет развал, поперечный наклон оси поворота и вылет колёсного диска, т. е. настраивать его можно только косвенным образом, изменяя указанные параметры.
Плечо обкатки (SKRUB RADIUS) - это расстояние между точкой, в которой ось поворота колеса пересекается с дорожным полотном, и центром пятна контакта колеса и дороги, при повороте колесо «обкатывается» вокруг оси своего поворота по этому радиусу, оно может быть нулевым, положительным или отрицательным.
Плечо обката определяется не только конструкцией подвески, но и параметрами дисков, при установке колёс с нулевым или отрицательным вылетом плоскость вращения колеса сдвигается наружу от не меняющейся при этом оси поворота колеса, и плечо обката может приобрести излишне большое положительное значение — руль при этом начинает «рваться из рук» на каждой неровности дороги, усилие на нём при парковке превышает все допустимые величины (из-за увеличения плеча рычага по сравнению со штатным вылетом), а износ ступичных подшипников и других компонентов подвески существенно увеличивается.
Смещение передней и задней осей (Set-back) - угол, образованный линией, перпендикулярной продольной линии симметрии автомобиля и линии, проходящей через (переднюю или заднюю) ось, соединяющую центры колёс. Например, на передней оси оно возникает при неверной регулировке продольного угла наклона оси колёс (Caster-а).
Смещение заднего моста вы могли наблюдать на "Волгах", машина едет как бы боком.
Линия (угол) тяги (Thrust line) - линия осевого давления (направление тяги), можно упрощенно понимать, как перпендикуляр к задней оси. Это несколько упрощённое понятие, так как не принимаются во внимание углы установки самих задних колёс.
Угол осевого давленияили угол движения – угол между осью симметрии автомобиля и направлением тяги. Направление усилия на заднюю ось, называемое осевой нагрузкой, определяется схождением задних колес. Линия осевого давления определяется разницей между продольной осью симметрии автомобиля и осевыми нагрузками.
Если угол осевого давления не равен «0», то передние колеса стремятся поворачиваться в одинаковом направлении, как и задние колеса, стремясь выправить траекторию движения автомобиля в прямую линию. Как следствие, кузов будет направляться под углом к направлению движения.
Наш автосервис с радостью выполнит настройку подвески (сход развала и не только) любой сложности, в соответствии с требованиями клиента, находимся по адресу город Санкт-Петербург, Невский район, улица Седова 18 (заезд с Большого Смоленского проспекта).